3 заметки с тегом

кино

Кино между адом и раем

«Когда-нибудь я напишу сценарий комедии», — эта мысль задержалась в голове осенью. Подходит к концу весна, а у меня пока нет и черновика. Знаю только, что фильм будет о принятии ответственности за себя и свою жизнь (понимаю, что звучит как драма, но всё зависит от того, как посмотреть — хотелось бы на больших экранах). Пока я лежу в направлении цели — на диване — и читаю книги по сценарному мастерству. Первой стала «Кино между адом и раем» Александра Митты.

Мне нравится, когда люди с опытом рассказывают о своей профессии — взять хотя бы автобиографии Фейнмана и Никулина. А здесь рассказ о сценариях, съёмках и в целом о кино носит ещё и практический характер. Мне очень понравилось, хотя и не сразу: к слогу нужно привыкать.

Пересказать эту книгу вкратце невозможно, пытаться не буду. Скажу только, что она придётся вам по душе, если любите кино, и пригодится, если пишете тексты. Стратегии вовлечения и базовые принципы драматургии (в их числе драматические ситуации, конфликты, перипетии и характеры) уж точно не помешают.

Когда читала книгу, в кинотеатрах показывали «Стекло» Шьямалана. Если не помните, это фильм с Брюсом Уиллисом, Джеймсом Макэвоем и Сэмюэлем Л. Джексоном, который объединяет и завершает сюжетные линии «Неуязвимого» и «Сплита». Как порядочная ученица, я посмотрела «Неуязвимого», прочитала его сценарий (как будто фильм в голове прокрутили во второй раз), вспомнила содержание «Сплита» и купила билет на «Стекло». И было так здорово! Эта работа, может, и не получила высоких оценок, но мне было крайне интересно: я смогла выделить структуру и акты, отметить развитие драматической ситуации, сформулировать мотивацию героев и проследить за цветовыми решениями и деталями. Очень гордилась собой, почувствовала себя юным кинообозревателем. А ещё в фильм вошёл эпизод из первого сценария — казалось, будто сам Шьямалан рассказал тебе об этой сцене и попросил никому не говорить до премьеры.

Где-то в соцсетях видела мнение, что после прочтения книги Митты станет неинтересно смотреть кино. Мол, все сюжетные повороты будут понятны после первых минут. Я с этим абсолютно не согласна. Чем больше погружаешься в тему, тем глубже понимание и, соответственно, ощущения. Я долгое время серьёзно занималась танцами (настолько серьёзно, что повернись жизнь чуть по-другому, вы бы читали хореографический блог, а не переводческий). И из-за этой базы при просмотре выступлений профессиональных артистов у меня каждый раз мурашки по коже. Потому что знаешь, какой объём работы за этим стоит, как в первое время ноги стираются в кровь от пуантов и как на руках лопаются капилляры от быстрых вращений. Знаешь, как иногда страшно делать поддержки. Знаешь, сколько нужно репетировать, чтобы довести всё до автоматизма и добиться синхронности. Но главное, знаешь, какой восторг — выйти и выступить. То же самое и с переводами — хорошую переводную книгу ценишь вдвое больше, когда понимаешь, что работа над ней велась непростая. Другое дело, если танцор или переводчик схалтурил: плохая техника исполнения или низкое качество перевода сразу бросятся в глаза. Думаю, вы догадались, что все эти пространные рассуждения ведут к тому, что хороший фильм ни в коем случае не нагонит тоску, даже если вы примерно догадываетесь, что произойдёт в следующей сцене.

Да, пожалуй, когда-нибудь я напишу комедию. Но сперва нужно получше разобраться в жизни.

Лента третья. Секс в большом городе

В эфире рубрика «Синематографъ»: ставим для показа катушку с культовым сериалом «Секс в большом городе». Пересмотрела его в очередной раз на английском, но теперь обращала внимание на игру слов и переключала между аудидорожками, чтобы узнать переводческие решения. А они оказались очень и очень удачными (привет, НТВ).

Attention! Обращение к тем, кто боится спойлеров! Невозможно говорить о переводе, не давая контекста. Контекст подразумевает обсуждение сюжета. Если для вас это неприемлемо, прочитайте о книге «Отказываюсь выбирать» Барбары Шер.

The Baby Shower (сезон 1, серия 10)

Ситуация:
Кэрри, Саманта, Шарлотта и Миранда едут за город на baby shower к остепенившейся знакомой.

Оригинал:
I was struck by how a place so filled with nature could look so unnatural.

Перевод:
Я поразилась, как место, где кругом одна природа, может выглядеть так неестественно.

Наверное, невозможно перевести фразу на русский с однокоренными словами. Понравилось, что filled with... передали как кругом одна...

Four Women and a Funeral (сезон 2, серия 5)

Ситуация:
Миранда купила новую квартиру и захотела посмотреть, что есть в округе. Внезапно ей поплохело.

Оригинал:
The next day Miranda decided to check out her new neighbourhood, but suddenly she was the one checking out.

Перевод:
На следующий день Миранда решила прогуляться и осмотреть окрестности. Но неожиданно ей самой понадобился осмотр.

Блестяще! Нам остаётся запомнить два значения фразового глагола check out: 1) to investigate, inspect, or look at something of interest; 2) to become unfocused or distracted; to cease participating in a meaningful way. Кстати, заметили отсылку к комедии с Хью Грантом и Энди Макдауэлл в названии серии?

Where’s There’s Smoke... (сезон 3, серия 1)

Ситуация:
Шарлотта познакомилась с Артуром в баре — он ударил навязчивого мужчину, который к ней приставал. Правда, на первом свидании высянилось, что молодой человек просто любит подраться. По любому поводу.

Оригинал:
And just like that Charlotte’s white knight changed into a white nightmare.

Перевод:
Светлые грёзы Шарлотты превратились в кошмар.

Игра слов основана на созвучии. Переводчики убрали образ рыцаря и полностью перешли в зону ответственности Морфея.

No Ifs, Ands or Butts (сезон 3, серия 5)

Ситуация:
Кэрри и Миранда вместе пьют кофе. Кэрри делится новостью: она снова влюбилась.

Оригинал:
Carrie: I have a crush.
Miranda: Good. You haven’t had a real crush in a while, not since Big.
Carrie: Big wasn’t a crush, he was a crash.

Перевод:
Кэрри: Я влюбилась.
Миранда: Давно пора. Я не помню такого со времён твоего наваждения.
Кэрри: Не напоминай мне про эту катастрофу.

Опять же, созвучие. Мне нравится, что слово «наваждение» может вызвать ассоциацию с «вождением», тогда и «катастрофа» очень к месту. Ну а что речь о Мужчине Мечты и так понятно.

Don’t Ask, Don’t Tell (сезон 3, серия 12)

Ситуация:
Миранда пришла на быстрые свидания, но все мужчины вежливо улыбаются и молча уходят, как только слышат, что она юрист. Одному собеседнику она сообщила, что работает стюардессой. Это обеспечило уже небыстрое свидание. За столом на репетиции свадьбы Шарлотты Миранда делится в кругу друзей своей теорией.

Оригинал:
Miranda: Man are threatened by powerful jobs. They don’t want a lawyer, they want a...
Aidan: ...liar.

Перевод:
Миранда: Мужчины боятся сильных женщин. Пусть лучше я буду...
Эйдан: ...лгунишкой.

И снова созвучие. В переводе убрали профессию и сфокусировались на характере. Мне кажется, можно было бы обыграть «юрист» и «юлить».

A ’Vogue’ Idea (сезон 4, серия 17)

Ситуация:
Кэрри написала первую статью для Vogue. Редактор её жёстко раскритиковала.

Оригинал:
I want less Carrie Bradshaw and more ’carry this bag with these shoes’. Do you see what I mean?

Перевод:
Я хочу меньше мыслей от Кэрри Брэдшоу и больше советов о сумочках и туфлях. Понимаете?

На мой взгляд, каламбуры с именами собственными самые сложные. Не вижу здесь принципиально другого выхода, чем тот, что выбрали переводчики НТВ.

Pick-A-Little, Talk-A-Little (сезон 6, серия 4)

Ситуация:
Шарлотта перешла в еврейство ради любимого человека и тщательно готовила первый совместный ужин к шаббату.

Оригинал:
Meanwhile Charlotte was hard at work on her fantasy role — Martha Jewart.

Перевод:
А в это время Шарлотта с успехом превращала свою еврейскую фантазию в кулинарную реальность.

Если переводить дословно, то российский зритель может не уловить аллюзию — у нас популярна Юлия Высоцкая или Макаревич с Ургантом, но никак не Марта Стюарт. Тем более сложно передать искажение фамилии Stewart → Jewart. Может, у вас есть какие-нибудь идеи? Комментарии всегда открыты.

Woman’s Right To Shoes (сезон 6, серия 9)

Ситуация:
Гарри переехал в квартиру Шарлотты. А вместе с ним и дурацкая привычка оставлять везде заваренные чайные пакетики.

Оригинал:
Charlotte knew when Harry moved in he would unpack his bags. She wasn’t expecting the tea bags.

Перевод:
Шарлотта знала, что когда Гарри переедет, в доме появятся новые предметы. Но чайные пакетики...

Я бы перевела так: «Шарлотта, знала, что с переездом Гарри дома появятся сумки и пакеты. Но уж никак не чайные пакетики!».

Как вам переводческие решения? И как сам сериал?

Лента первая. Клуб первых жён

Этим постом торжественно объявляю открытие новой рубрики «Синематографъ». Ура, дамы и господа, троекратное ура! Не будем откладывать: свет, камера... переводческие трудности!

Первый фильм — «Клуб первых жён» (The First Wives Club) с Голди Хоун, Дайан Китон и Бетт Мидлер в главных ролях. Не скажу, что он отличается богатством ловушек для переводчика, но несколько интересных моментов всё же есть.

Внимание! Обращение к тем, кто боится спойлеров! Невозможно говорить о переводе, не давая контекста. Контекст подразумевает обсуждение сюжета. Если для вас это неприемлемо, прочитайте исследование о влиянии сна на память.

1. Три возраста

Ситуация
Актриса Элиз приходит на приём за очередной порцией коллагена, которую просит вколоть в губы. Врач отказывается это делать, потому что ещё чуть-чуть и они лопнут. Он прямо говорит, что она прекрасно выглядит и, в конце концов, ей уже сорок пять. Мол, играй роли по возрасту.

Оригинал:
Elise: No no. You don’t understand. There are only three ages for women in Hollywood; «Babe», «District Attorney», and «Driving Ms. Daisy.» And right now, I want to be young. Science-fiction young.

Дубляж
Элиза: Ты не понимаешь. У женщины в Голливуде три варианта ролей: юной девы, окружного прокурора и старухи. Буду откровенна: я хочу быть молодой. И играть молодых.

Видно, что сплошное опущение, да? Не уверена, что где-то потом был использован приём компенсации, так как не сравнивала две аудиодорожки полностью. Давайте разберёмся.

Вариант «three ages = три варианта ролей» интересный, потому что передаёт суть, не цепляясь к словам. Но дальше я не вполне согласна. Во-первых, babe ≠ юная дева. Юная дева — это чистота и непорочность. Кто такая babe по мнению разных словарей:

Collins: 1) Some people use babe as an affectionate way of addressing someone they love (малыш); 2) Some men refer to an attractive young woman as a babe. This use could cause offence (детка, крошка)

Macmillan: 1) INFORMAL an attractive young woman or man. Many women find this offensive (крошка, детка); 2) SPOKEN used for talking to a close friend or someone you love (малыш)

Urban Dictionary: A sweetheart, good looking, nice person, great body, someone you really like, loving term. A good thing. You can call your friends or lovers babe, no gender specification (в общем, не юная дева)

Во-вторых, что такое Driving Ms. Daisy? «Шофёр мисс Дэйзи» — экранизация одноимённой пьесы Альфреда Ури, которая удостоена Пулитцеровской премии. В одной из главных ролей снялся Морган Фримен, а композитор — Ханс Циммер. В 1990 году фильм выиграл четыре «Оскара» — за лучший фильм, лучший адаптированный сценарий, лучшую актрису и лучший грим. Получается, что произведение знаковое. Но просто название фильма мы вставить не можем, так как получится, что женщина в Голливуде на старости лет должна играть шофёров. А имя мисс Дэйзи большинству зрителей в России, наверное, ничего бы не сказало. Скрепя сердце оставим вариант «старуха».

В-третьих, кусок с science-fiction young улетел куда-то вместе с молодыми годами героини. Обратимся к Collins, который говорит нам, что science-fiction = fiction of a highly imaginative or fantastic kind, typically involving some actual or projected scientific phenomenon. В моём понимании, Элиз хотела оставаться молодой с помощью современных достижений в области косметологии — подтяжек и коллагена, например. Ещё мне вспоминается сериал Weird Science, где два подростка создали женщину мечты с помощью компьютера и электрического излучения. Не знаю, насколько это относится к sci-fi young. А какие варианты у вас? Секция комментариев была и остаётся открытой.

2. Verbal

Ситуация
Три университетские подруги собираются в ресторане и крепко выпивают. Жизнь сложилась не так, как хотелось бы, но они пытаются найти плюсы. Энни делает комплимент Бренде.

Оригинал
Brenda, you are wonderfully verbal.

Дубляж
Бренда, ты остроумна.

В целом, мне нравится. Просто хотела обратить внимание на это выражение. Возможно, я бы перевела как «остра на язык», но «остроумна» тоже хорошо. Только wonderfully пропущено.

3. Это что-то

Ситуация
Первые жёны придумали хитрый план мести, который им помогает осуществить влиятельная светская дама Гунилла Гарсон Голдберг (в исполнении Мэгги Смит). К ней на званый обед приходит молодая любовница уже бывшего мужа Бренды, которую играет Сара Джессика Паркер. Девушка не блещет умом, но Гунилла поддерживает беседу и иронично произносит следующий комплимент.

Оригинал
You know, the moment I saw you my first impression was... I thought she is someone, she is something.

Дубляж
Как только я вас увидела, то сразу подумала: «Она необычная. Это что-то».

В Longman написано, что to be someone = to be or feel important. То есть речь идёт о важности, а не о необычности. Так что я бы перевела следующим образом:

Знаете, как только я вас увидела, то сразу подумала: «Это кто-то значимый».

4. The F-word

Наконец, последнее на сегодня.

Ситуация
Наступает кульминация фильма и Элиз приходит к мужу, чтобы сказать, что он спит с несовершеннолетней. Он, разумеется, в шоке. Между ними происходит такой диалог:

Оригинал
Bill: I didn’t know... Oh my God... What are you gonna do?
Elise: Oh, what am I gonna do? Well, right now I’m just gonna use the f-word. Felony!

Дубляж
Билл: Я не знал... Боже... Что ты собираешься делать? Что?
Элиз: Что я сделаю? Что ж... Я скажу тебе, как это называется. Фелония!

Давайте смотреть. Во-первых, все мы знаем, что скрывается за f-word, правда? Это значит, что Элиз как будто хочет выругаться, а не объяснять нерадивому супругу, как это называется. Во-вторых, часто ли вы слышите и используете слово «фелония» (если вы юрист, не отвечайте на этот вопрос)? Я — нет. И ещё, какие русские ругательства на «ф» вы знаете? В «Поле русской брани» (да, у меня очень много словарей), есть такие: фанфарон (легкомысленный хвастун), фефела (неопрятная женщина), фордыбачить (вести себя дерзко, надменно). Тоже не самые употребительные. Так что я предлагаю такой вариант:

Ооо, что я сделаю? Что ж, скажу слово на букву «п». Преступление!

Интересно, как вам такой формат публикаций — для меня challenging enough :) Делитесь своими вариантами перевода и впечатлениями в комментариях.

Завершу саундтреком к фильму, который сейчас, к сожалению, может расцениваться как дань памяти Арете Франклин. Rest in peace, the queen of soul.