Эдвард Резерфорд. Ирландия
Сперва я захватила «Ирландию» в книжном, а затем Ирландия захватила меня — после осады в несколько месяцев.
Всем известно, что такое долгострой, а в речи вязальщиц иногда встречается слово «долговяз» — проект, который всё никак не закончишь. У меня с книгой Эдварда Резерфорда случился долгочит, потому что последнюю страницу объёмного исторического романа перевернула спустя четыре месяца. Я себя оправдываю тем, что почти килограммовое издание тяжело возить в женской сумке по электричкам и метро (у меня ведь туда меньше еды поместится, а на одной духовной пище весь день тяжело). На самом деле, книга требовала вдумчивого чтения, чего не всегда хотелось перед сном. Но она стоит потраченного времени.
Особенность романов Эдварда Резерфорда — раскрытие истории страны через жизнь отдельных семей, которые прослеживаются сквозь поколения. Вымышленные персонажи вводятся постепенно, а фоном для их переживаний и действий служат реальные события.
Думаю, надолго в памяти останется история любви Дейрдре из клана Фергуса и древнего ирландского принца Конала, изумрудные глаза их потомков, обряды друидов, битва при Клонтарфе, защита поместья при помощи стада скота и жизнь средневекового города со всеми её перипетиями. По моему опыту, те книги, читать которые нелегко, оставляют самые яркие образы — так было и с романом-дилогией Ивана Ефремова «На краю Ойкумены», где хрупкий человек противостоит мощи природы. А вообще любая книга, действие которой разворачивается в подобных пейзажах, не может быть плоха.
Я читала книгу в переводе Татьяны Голубевой. Труд титанический, и мне бы очень хотелось задать несколько вопросов о процессе работы, но я, к сожалению, не смогла найти контакты. Русское издание вышло спустя тринадцать лет после публикации оригинала — наверное, «Азбука-Аттикус» открыла для себя книги Резерфорда после успеха «Парижа». В издательстве появились «Лондон», «Нью-Йорк», «Сарум» и, как я сейчас обнаружила, «Дублин» — продолжение ирландской саги. Между тем у британского писателя есть роман о России (Russka, 1991). Он уже скачан на телефон и ожидает своего часа (или пятидесяти часов, здесь как посмотреть).
Наступила полночь, а я не придумала, как закончить заметку, поэтому просто поcмотрите риверданс. У меня мурашки по коже на протяжении всего концерта, но вот самые крутые моменты:
- 0:55 — открывающий танец;
- 20:02 — парень в кожаных брюках показывает парням в обычных брюках, как нужно танцевать (без музыки!!);
- 56:10 — ирландский риверданс vs американский степ (Версус в мире танцев — пошумим степовками);
- 1:04:22 — артисты русского балета;
- 1:25:57 — финальный танец.
Вывод такой: если вам кажется, что всё легко и вы сейчас сможете сделать точно так же, значит перед вами профессионал, и вы не видите весь объём подготовки и часы, потраченные на приобретение опыта. Это касается и перевода, и хореографии.