Как написать диплом и остаться человеком

Сделайте глубокий вдох и такой же глубокий выдох. Возможно, диплом уже позади, но вас ещё преследует фантомная боль. Расслабьтесь: всё в прошлом. Может быть, написание и защита только предстоят. Тогда запомните: в этом нет ничего катастрофического — если не откладывать на последний момент. Сформулировала для вас несколько советов, половине из которых я следовала, а другая половина мне бы не помешала самой.

Пожалуйста, обратите внимание, что написанное ниже — моё субъективное мнение, которое вытекает из опыта, полученного в конкретном университете. Ни в коем случае не призываю вас следовать каждому пункту — делюсь впечатлениями, чтобы ничего не забыть и через 50 лет давать наставления внукам.

Я a.k.a. довольный пирожок и огромный диплом, в подлинности которого я поначалу сомневалась

Начинайте заранее

Не паниковать, а готовиться. В июле я закончила специалитет — пять курсов университета позади. А это значит, что за паникой в рядах бакалавров я могла наблюдать ещё за год до своей защиты — очень удобно (и коварно). Это дало толчок к тому, чтобы приступить к подготовке заблаговременно.

Для этого нужно выбрать научного руководителя (которому можно будет задавать много вопросов), тему (которая обязательно должна быть вам интересна) и набросать план вместе со списком литературы.

Выберите научного руководителя

Здесь нужно обратить внимание, насколько удобно с ним общаться. Доступен ли преподаватель по электронной почте, телефону или вотсапу. Сколько человек хотят к нему попасть и сколько из них он берет. Если у преподавателя очень много дипломников, скорее всего, работу придется писать полностью самостоятельно. Если уже есть приблизительная тема, то лучше подыскать руководителя, который специализируется именно в вашей области. Но это идеальная ситуация.

Выберите тему

В первую очередь тема должна быть интересна именно вам. Заезженная фраза, но в конце концов, добросовестным студентам с этой дипломной работой придется сидеть как минимум полгода — можно сделать процесс более увлекательным. Кроме того, она должна быть актуальна. Другими словами, вы должны исследовать что-то новое, а не пересказывать уже известное. У меня с этим была большая проблема (поясню чуть позже). Моя тема звучала как «Лексика и стиль научного текста и особенности его перевода (на материале исследования Alexis M. Chambers, Jessica D. Payne ’The Memory Function of Sleep’».

Уточните требования

Для этого найдите методические рекомендации на сайте университета или в библиотеке, внимательно изучите их. Обсудите требования и структуру диплома с научным руководителем. Если комиссия на защите диплома из года в год одна и та же, уточните у выпускников, к чему были замечания. А лучше сами сходите на защиту и посмотрите, как всё проходит.

Именно на этом этапе у меня (и у большинства одногруппников) что-то пошло не так. Вероятно, представления об Истинном Дипломе у руководителей и членов комиссии расходились. Угадайте, под какие представления вы в итоге должны подстраиваться? Верно, под комиссию. Именно поэтому я советую вам узнать о ней как можно больше у предыдущих выпусков и вооружиться информацией.

Набросайте план

Выбрав тему и уточнив требования, смело приступайте к составлению плана. Сделайте набросок самостоятельно и доведите его до ума вместе с руководителем. (Пожалуйста, не думайте, что научрук будет писать что-то за вас — он лишь направляет и консультирует.) Следите за тем, чтобы распределение пунктов по главам было равномерным. План диплома — план действий.

Подберите литературу

Если вы учитесь на инязе в Москве, то, скорее всего, вас уже неоднократно посылали в библиотеку им. Рудомино. Я в научных целях ей так ни разу и не воспользовалась. Shame on me. Зато пользовалась вот чем:

https://cyberleninka.ru/ — в Киберленинке помимо самих статей полезно смотреть библиографические списки — найдете более монументальные работы по исследуемой теме;

http://explorer.opensyllabusproject.org/ — что читают в разных университетах мира (вводите, скажем, слово translation или style и смотрите предложенные книги вместе с рейтингом);

http://libgen.io/ — отсюда можно скачивать российские и зарубежные издания (йо-хо-хо и бутылка рома).

Пишите

Говорят, кредо Хемингуэя звучало как Write drunk. Edit sober (хотя Джефф Гойнс доказывает, что это неправда). Давайте остановимся на write и edit, а drunk и sober оставим до вручения дипломов.

Открыв ворд, вы, наверняка, почувствуете ступор. Попробуйте прочитать научную статью или часть монографии и переформулировать понравившийся абзац. Или привести цитату с комментарием. Пройдитесь по пунктам плана — какие мысли есть уже сейчас? Пусть в этом не будет стройности и порядка, но первые наброски гораздо лучше пустого листа и ненужного самобичевания.

Спустя какое-то время взгляните на написанное ещё раз, отредактируйте и покажите руководителю. Он даст какие-то комментарии и замечания, учтите их, поправьте имеющийся материал и пишите дальше. Собственно, из таких небольших шагов и состоит основной процесс написания. Пока вроде ничего страшного, да?

Когда диплом будет написан, проверьте, какой там процент оригинальности. Через eTXT, Antiplagiat.ru или другую систему, которой пользуется ваш вуз. Обычно различие в результатах платного и бесплатного тарифа не очень большие, но если хочется точности, купите один день на нескольких одногруппников.

Теперь осталось распечатать и прошить диплом, не забыв добавить туда всякие файлы, листы-заверители и карманы для флешек/дисков. Перед этим, конечно, нужно вычистить оформление — отступы, страницы, список источников и вот это вот всё.

Защитить нельзя бояться

Надеюсь, к этому моменту вы уже поняли, что диплом не катастрофа и запятую надо ставить перед словом «нельзя», а не после него. Для защиты подготовьте речь и презентацию. Вы обязательно должны укладываться в регламент (10 минут — это 10 минут, а не 12; 7 минут — 7, а не 10). Во-первых, это уважение к комиссии и к другим отвечающим. Во-вторых, будем честны: для вас диплом — детище, с которым вы сроднились за эти долгие недели, для комиссии же это очередное заседание и очередной ответ. Можно составить речь и прочитать её дома с секундомером, для спокойствия.

В речь вставляйте больше примеров и делайте упор на практическую часть. Что нового вы сделали, какую классификацию вывели, какую модель придумали, какое решение нашли и так далее. Опять же, уточните на кафедре, какие требования к презентации. У меня был черный фон и белый шрифт, почти без фотографий (только лингвисты, на чьи работы я опиралась, авторы нейрофизиологического исследования, которое перевела и поместила в приложение и обложка книги, из которой я его, собственно, взяла) + диаграммы и схемы. И что вы думаете? Это ненаучно! Только белый фон, только хардкор! (Да, научность теперь измеряется цветом фона, и нет, это нигде не было прописано.) Хотя я руководствовалась статьёй Максима Ильяхова и делала презентации на чёрном фоне уже пару лет.

Помимо вопросов комиссии нужно будет отвечать на замечания рецензента — его отзыв лучше прочитать заранее. Так вы сможете продумать аргументы в свою защиту.

Не забывайте, что диплом — всего лишь один период в жизни. Даже если что-то пойдёт не так, как хотелось бы — это не конец свет, а скорее повод что-то поменять. Хотя я уверена, что у вас всё получится, если вы вложите в работу силы, время и свои знания.

Итог

  1. Диплом не катастрофа, защита не конец света.
  2. Начните заранее: выберите руководителя и придумайте тему (или в обратном порядке), составьте план.
  3. Подберите литературу, не забывайте про английский сегмент интернета.
  4. Прочитайте статьи, монографии, исследования и сформулируйте свои идеи. Напишите черновик и покажите руководителю.
  5. Продолжайте писать, консультироваться, редактировать и вновь писать.
  6. Проверьте оформление, распечатайте, прошейте и сдайте диплом.
  7. Подготовьте речь, презентацию и ответ на замечания рецензента.
  8. Выступите перед комиссией, получите заслуженную оценку и выдохните с чистой совестью.
  9. Наслаждайтесь жизнью и будьте счастливы.
Поделиться
Отправить
Запинить